понеділок, 21 березня 2016 р.

Словарно - семантическая работа на уроках русского языка

Слово-инструмент познания мира. Именно поэтому с особой тщательностью нужно относиться к организации словарной работы на уроках русского языка. Еще К.Ушинский утверждал, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, не понимает его значения, будет страдать от этого недостатка и при изучении других предметов”. Поэтому весь урок русского языка - это работа со словом. Через слово учащиеся  узнают и осознают закон языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. Поэтому-то и важен тот структурный компонент урока, который подчинен одной цели - знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.  Много хлопот доставляет учителям – словесникам  изучение словарных слов. Зачастую мы, обратив внимание детей на особенности написания  слов, подчеркнув нужные буквы, предлагаем записать его в словарь и запомнить, как  оно пишется. Но память нередко подводит школьников, а между тем, есть прием, который поможет справиться с данной проблемой.
Это приём эйдетики. Эйдос - по- гречески  “образ”. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращении их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Эйдетической способностью в разных странах мира обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Суть этого приёма в том, чтобы с помощью рисунка - ассоциограммы, слова- подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось и школьники были уверены, какую букву именно надо писать. Имея придуманную ими же опору,  дети ошибок в таких словах не допускают.
  Наиболее эффективные приёмы запоминания словарных слов:
1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Удачный подбор созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.
Капуста - дождик поливает капусту: кап, кап.

2. В слове спряталось другое слово:
Горизонт - гори, зонт.
Соловей -  поет соло.
3 Графические ассоциации (по схожести изображения) увидеть сходство букв и предмета
с_О_р_О_к_и,  в_О_р_О_н_а
Упражнения для работы со словарными словами:
1)подбор однокоренных слов;
ворона – воронье, проворонить, вороний.
 2) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов:
Ребёнок – малыш, дитя, детеныш, крошка, малютка;
3) этимологические сведения
Колесо – от древнерусского слова коло – круг
Корова – от древнерусского слова корва – рогатая
4) работа с фразеологизмами, в которые входят словарные слова;
Слово не воробей, вылетит не поймаешь
Крепкую дружбу топором не разрубить.
5) отгадывание загадок и написание отгадок, которые являются словарными словами.
6) разбор слова по составу, направленный на установление значения морфем.
Например: сложноватый – невысокая степень
                   синеватый  -              качества
Крайне важно увеличить количество заданий, направленных на развитие понимания содержания, значения слов.
    Смысловые ассоциации:
  Погода – погоду наблюдают по годам.
Слово на уроках русского языка целесообразно одновременно рассматривать в 4-х аспектах: орфоэпическом, лексико – семантическом, орфографическом и синтаксическом.
Введение слова в речевую практику школьников зависит от его лексического осмысления, от умения произносить, от умения правильно выбрать грамматическую форму в составе словосочетания и предложения. В связи с этим методику введения слова можно представить так:
1)    усвоение звучания; 2) работа над его значением; 3) работа с образцами употребления других слов в словосочетании и предложении;
  4) самостоятельное введение слова в предложение.
Наиболее распространенные  способы семантизации слов:
1)    толкование слова на русском языке;
2)     перевод слова на украинский язык(не следует часто прибегать к этому способу, так как школьники должны находиться в условиях русской речи;
3)    подбор синонимов и антонимов.
 Например:
Укажите  пару слов, в которых слова соотнесены по значению так же, как в выделенной паре слов:
Рубашка – пуговица;
Платье – воротник ;
Сумка – молния
Брюки - манжеты
Передник – карман;


Гром – грохочет;
Снег – таять;
Цветок – пахнуть
Ветер - завывать
Или: укажите столбик, в котором есть слово, не означающее работу мысли:
обдумывать,  предлагать,  изучать,
рассуждать,  думать, анализировать,
понимать,   хвалить,   сопоставлять.
Полезны наблюдения над синонимическими средствами языка, необходимые для умения выражать то же самое содержание с помощью разных лексических и грамматических средств.
Например, подобрать к данным словосочетаниям синонимичные:
Корзина с тестом – тесто в корзине.
Пошел из дома – покинул дом.
К данным предложениям подберите синонимичные, но разные по стилю:
Откроем двери! – Прошу открыть двери!
Открой дверь! – Не мог ли ты открыть дверь!
Да открой же двери! – Пусть откроют двери!

Таким образом, необходимо уделять больше внимания семантическому аспекту в процессе изучения русского языка.

Немає коментарів:

Дописати коментар