Слово-инструмент
познания мира. Именно поэтому с особой тщательностью нужно относиться к организации
словарной работы на уроках русского языка. Еще К.Ушинский утверждал, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова,
не понимает его значения, будет страдать от этого недостатка и при изучении других предметов”. Поэтому весь урок русского языка - это работа со словом. Через слово учащиеся
узнают и осознают закон языка, убеждаются в его точности, красоте,
выразительности, богатстве и сложности. Поэтому-то и важен тот структурный компонент
урока, который подчинен одной цели - знакомству
со словом и осознанию всех его составляющих. Много хлопот доставляет учителям – словесникам изучение словарных слов. Зачастую мы, обратив
внимание детей на особенности написания
слов, подчеркнув нужные буквы, предлагаем записать его в словарь и запомнить,
как оно пишется. Но память нередко
подводит школьников, а между тем, есть прием, который поможет справиться с
данной проблемой.
Это приём
эйдетики. Эйдос - по- гречески “образ”. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной
в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращении их воздействия
на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти
воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Эйдетической
способностью в разных странах мира обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить
эйдетические образы. Суть этого приёма в том, чтобы с помощью рисунка - ассоциограммы, слова- подсказки или мини-сказки
придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось и
школьники были уверены, какую букву именно надо писать. Имея придуманную ими же
опору, дети ошибок в таких словах не
допускают.
Наиболее эффективные приёмы запоминания
словарных слов:
1.
Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Удачный подбор созвучных
ассоциаций к запоминаемому слову.
Капуста -
дождик поливает капусту: кап, кап.
2. В слове
спряталось другое слово:
Горизонт -
гори, зонт.
Соловей
- поет соло.
3
Графические ассоциации (по схожести изображения) увидеть сходство букв и
предмета
с_О_р_О_к_и, в_О_р_О_н_а
Упражнения для работы со
словарными словами:
1)подбор
однокоренных слов;
ворона – воронье, проворонить, вороний.
2) подбор к изучаемому слову синонимов и
антонимов:
Ребёнок –
малыш, дитя, детеныш, крошка, малютка;
3)
этимологические сведения
Колесо – от
древнерусского слова коло – круг
Корова – от
древнерусского слова корва – рогатая
4) работа с
фразеологизмами, в которые входят словарные слова;
Слово не
воробей, вылетит не поймаешь
Крепкую
дружбу топором не разрубить.
5)
отгадывание загадок и написание отгадок, которые являются словарными словами.
6) разбор
слова по составу, направленный на установление значения морфем.
Например:
сложноватый – невысокая степень
синеватый -
качества
Крайне важно
увеличить количество заданий, направленных на развитие понимания содержания,
значения слов.
Смысловые ассоциации:
Погода – погоду наблюдают по годам.
Слово на
уроках русского языка целесообразно одновременно рассматривать в 4-х аспектах:
орфоэпическом, лексико – семантическом, орфографическом и синтаксическом.
Введение
слова в речевую практику школьников зависит от его лексического осмысления, от
умения произносить, от умения правильно выбрать грамматическую форму в составе
словосочетания и предложения. В связи с этим методику введения слова можно
представить так:
1)
усвоение
звучания; 2) работа над его значением; 3) работа с образцами употребления
других слов в словосочетании и предложении;
4) самостоятельное
введение слова в предложение.
Наиболее распространенные
способы семантизации слов:
1)
толкование слова
на русском языке;
2)
перевод слова на украинский язык(не следует
часто прибегать к этому способу, так как школьники должны находиться в условиях
русской речи;
3)
подбор синонимов
и антонимов.
Например:
Укажите пару слов, в которых слова соотнесены по
значению так же, как в выделенной паре слов:
Рубашка –
пуговица;
Платье –
воротник ;
Сумка –
молния
Брюки -
манжеты
Передник –
карман;
Гром –
грохочет;
Снег –
таять;
Цветок –
пахнуть
Ветер -
завывать
Или: укажите
столбик, в котором есть слово, не означающее работу мысли:
обдумывать, предлагать,
изучать,
рассуждать, думать, анализировать,
понимать, хвалить,
сопоставлять.
Полезны
наблюдения над синонимическими средствами языка, необходимые для умения
выражать то же самое содержание с помощью разных лексических и грамматических
средств.
Например,
подобрать к данным словосочетаниям синонимичные:
Корзина с
тестом – тесто в корзине.
Пошел из
дома – покинул дом.
К данным
предложениям подберите синонимичные, но разные по стилю:
Откроем
двери! – Прошу открыть двери!
Открой
дверь! – Не мог ли ты открыть дверь!
Да открой же
двери! – Пусть откроют двери!
Таким
образом, необходимо уделять больше внимания семантическому аспекту в процессе
изучения русского языка.
Немає коментарів:
Дописати коментар